Типца Феня (ptfenix) wrote,
Типца Феня
ptfenix

И ВСЁ-ТАКИ ОБ ЭТОМ ФИЛЬМЕ. "НА ПОРОГЕ СТРАХА".

Оригинал взят у rivka_doron в И ВСЁ-ТАКИ ОБ ЭТОМ ФИЛЬМЕ. "НА ПОРОГЕ СТРАХА".
Ну, у меня как всегда. "Все молчат - она запела". То есть, все уже высказались и замолчали, и тут... Я долго раскачиваюсь, если, конечно, что-то меня затронуло всерьёз и не подходит под рубрику "смишно".

Перво-наперво - о моём участии как зрителя.
Фильм втянул меня в свою реальность настолько, что я как бы забыла о разных второстепенных частных обстоятельствах типа: показывают знакомых мне людей, я видела, как подрастали некоторые персонажи этого фильма. Я просто ни разу не почувствовала этакую оживлённую хихикающую вспышку пристрастного интереса, какая обычно настигает меня (и не только меня), когда видишь на экране кого-то "из жизни": "Ой, смотри-смотри, это же... Ой, это же тот самый дом!"
Но этот фильм одновременно находится и внутри нашей реальности, и вне её, вернее - над ней. С одной стороны, он накалён и заряжен этой реальностью, а с другой - приподнят над всей этой ороговевшей оболочкой политических штампов и увлекательных конспиративных догадок, которые давно стали частью рутины.
Герц Франк сразу заявляет, что фильм - о любви, о страхе, о путях его преодоления. Поэтому рутинная суета кажется безвкусной.

Страх вынесен в название, о нём говорят герои. Понятно, что авторы фильма не занимаются только страхом человека за свою жизнь и физическую безопасность. Речь идёт также о более сложных и не менее властных видах страха: перед нестандартным решением, перед массовым неприятием, недоумением, глумливым любопытством, клеветой. О страхе за близких, о страхе потерять то, что у тебя есть.
А противовесом этому страху, вернее, этим страхам, служат в фильме вера и то, что называют "ихпатиют".
Главная пружина фильма - телефонные разговоры отца с сыном, Игаля Амира и Инона. Остальные эпизоды наворачиваются на пружину, облекают её дополнительным смыслом. Они служат для развития и объяснения диалогов: почему двое этих, таких близких друг другу и таких схожих друг с другом, людей - взрослый и ребёнок - говорят о самых важных вещах по телефону, чего боялся и чего не боялся отец, почему он не пытался бежать и что делать сыну, чтоб не бояться.
О своих страхах и их преодолении говорит и мама малыша, Лариса.
"Ихпатиют". Очень трудно перевести это слово одним. Да, правильно и "неравнодушие", и "не всё равно", и "сочувственный интерес", и "эмпатия". Есть всё это - и что-то ещё. Недаром слово "кипа" - "купол" - составлено из тех же букв. "Ихпатиют" неотделима от желания оградить, прикрыть, поставить защищающие ладони. Да, и тут-то опять возникает страх - страх перейти границу, взять на себя излишнюю ответственность и соответственно - излишнее право, страх совершить ошибку, и ещё услышать упрёк: "Да кто просил?! Сделал только хуже!"
Когда слушаешь разговоры Игаля Амира с близкими, начинаешь понимать о нём многое. Он живёт их жизнью, проживает с ними каждый её эпизод, их жизнь занимает и волнует его настолько, что становится его жизнью. Прекрасное противоядие против уныния и распада.
Эта изобильная "ихпатиют", эта направленность на другого переполняет героя фильма и выплескивается на внешний мир как бы расходящимися кругами - от самых близких к не самым близким.
Каждому, кто помнит страшное и абсурдное время непрерывных взрывов и непотопляемого счастливого ожидания полного мира (а кто не помнит - Герц Франк показывает), не трудно восстановить настроения и чувства, которые возникали каждый раз, когда он узнавал о всё новых и новых жертвах.
Но такая степень сопереживания, которой наделён главный герой фильма, встречается в повседневном обиходе редко, она может раздражать, но скорее - в неё просто трудно поверить, проще найти "нормальные" объяснения: "религиозный фанатик"... "агент"...
А вот авторы фильма спокойно говорят: оно существует, это качество, вот оно, вот его обладатель, смотрите на него и делайте с этим то, что вы хотите и умеете, согласно - или несогласно - с вашими убеждениями и взглядами. Но отрицать его существование вы не можете.
Второе средство от страха - вера. Игалю его вера помогает сохранять разум и достоинство. Он сохраняет надежду, неотделимую от веры: "Молись за меня. Всевышний слышит молитвы детей".
Лариса тоже всегда ощущала неслучайность их встречи и зарождения любви между ними. Она верит, что их история - проявление воли Творца, "зивуг" - подбор пары, совершаемый на небе, предназначенность друг другу. Верит, что это - её путь, судьба, ей назначенная. Одной только любви в таком случае может не хватить, от любви можно отступиться из страха или серьёзных практических соображений.
Страх - с одной стороны, "ихпатиют" и вера - с другой.
И если ты считаешь поступки героев их ошибкой или виной - твоё право, но забывать о том, каковы были намерения и что к этому привело - это уже недобросовестно.

Так я, во всяком случае, прочитала, увидела и услышала авторов фильма.

И ещё в фильме - Страна. Эти картины (не хочется называть их туристическим словом "виды") трогают так, как будто смотришь на них издалека и скучаешь по ним. "Разве воюют за камни?" - Спрашивает Герц Франк и показывает эти камни так, что вопрос звучит риторически.

Конечно, я ни разу не кинокритик и не специалист по документалистике в частности. Поэтому не могу утверждать, что в фильме нет никаких недостатков. А если есть - то какие именно.
Я говорю только о своём впечатлении от фильма. А оно таково, что теперь я могу закрыть глаза и "просмотреть" ещё раз по памяти многие эпизоды. А это, по-моему, немало говорит о фильме, даже если это реакция простого зрителя вроде меня.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment