Типца Феня (ptfenix) wrote,
Типца Феня
ptfenix

Новый гений русской словесности

Нет, ребята, он все-таки настоящий. Потому что гениальный. Я имею в виду Шляпникова. Он гениальный в той же степени, что Виктор Степанович Черномырдин. Что Черномырдин гениален, все понимают, да? У меня дома есть какая-то детская энциклопедия гениев и гениальных изобретений, так там по категории "литература", вслед за Шекспиром и Пушкиным, Черномырдин идет, на полном серьезе: за афоризмы. Могу отсканировать и показать.
А Шляпников существует и творит давно, его уже и цитировали, и высмеивали, и восхищались, - ну все, как у Патрацкой. Более того, у него выраженная гражданская позиция, интерес к истории, глубокие знания о жидо-масонском заговоре, причем евреев он, словно Вольдеморта, называет "сами знаете кто", не верите? Вот, смотрите:

"...Этим мы обязаны прежде всего тем что, то же самое музыкальный канал МТВ, где принятно щеголять на фоне голых задов в обвисших на ширинке штанах с золотой цепью финансируется как известно США, а в США у руля стоят и без лишних пояснений, понятно кто, старающиеся из о всех сил ослабить наши военные мощи."

Ну, ему виднее, что там у военных, может, и мощи уже. Я не об этом, поскольку дела у мощей не так уж и плохи: "Однако пусть знают теперь , что наши мощи не ослабли а напротив усилились." Меня волнуют эти вот, которые

"Опять они повсюду там и тут, суют повсюду нос
Но ты с Отчизной кровью клятвы связан
И не оправдывай себя, что не солдат ты или дескать не матрос
Ты гражданин, и значит ты обязан!"

Подумаешь, не солдат. Или дескать не матрос. Ты с отчизной клятвой крови... тьфу, то есть, кровью клятвы связан. Зачем, сам знаешь, или тебе напомнить?

"Кажется , время пером сражатся за Отчизну прошло, и настало время сражатся за нее топором во всех смыслах этого слова."

Мне страшно. Давайте лучше о вербальном.

Я проглядела пару разборов его творений, но не могу отказать себе в удовольствии сделать это сама, знаете, почему? Потому что все эти ребята к нему цепляются, к мелочам разным, а Шляпников выше этого. Подумаешь, нашли, кому поставить в вину вечную рифму фасона "палка-селедка"! Ой, какое горе, предлоги человек путает! Да таких в сети больше, чем индусов в Индии. Ах, какой ужас, написал человек "чютко" и "смеялись они над самими собими", или там "я не могу не с интересом следить за ситуацией", "я всегда готов выслушать и проникнуться в его проблемы, какое-нибудь "И уплывали в голубые дали // Что бы поднятся снова нас с колен"! Разве в этом дело с Эдуардом Григорьевичем?

У Шляпникова потрясающее образное мышление. Когда он пишет без оглядки на критиков, так сказать, от души, или еще яснее сказать: нижними слоями своей души, - впечатление сильнейшее. Вот, например, фраза, созданная им в запале агитации за армейскую службу:

"Я видел людей которые приходили к нам как хворостинки , а выходили с другого конца оформленными красавцами , для которого любая барышня не преграда."

Тут, правда, возможны разночтения. Если "выходили с другого конца", то хочется уточнить: с другого конца - чего? И еще хорошо, если это будет ассоциация с бородатым анекдотом про мясокомбинат, где из колбасы обратно сделали барана... А если "оформленные с другого конца красавцы", то необходимо разъяснение, с какого конца были оформлены красавцами эти ребята раньше... Во всяком случае, барышни! Не вставайте у красавцев из другого конца на пути!! Вы им не преграда:

"...Хватай орудие скорей свое, что раньше ты скрывал
И поднимайся на защиту в городах!"

В штыковую на барышень. "Вздымая в высь ты легок как перо". В общем, ура. Не говорите мне про Фрейда!!! Я стараюсь о нем не вспоминать. Когда читаю: 

 "он после переклички дошел вместе со всеми до столовой , а потом приспустил бегом обратно",

- надеюсь, что приспустил боец все-таки штаны, потому что даже страшно подумать, что еще может приспустить, причем БЕГОМ, боец красной армии....  Учитывая еще и то, что даже насчет покосившейся крыши Шляпников намекает на многое:

"То что крышу покосило - это не беда // Все путем мужская сила в доме есть когда" .......

Вернемся к образному ряду.

"постоянное массирование в СМИ сведений"

Какой образ! Я прямо это ВИЖУ, вот вижу глазами!! Как СМИ все вместе топчутся вокруг лежащих на топчане в простыне голеньких сведений, и массируют их, массируют...

Из стихотворения про нашего хорошего снайпера:

"Пётр парень то что надо
Пётр знает , что почём
Так давно стреляет гада
Что в мозолях все плечо

Вспоминается деревня
Расписные изразцы
И дают свои наветы
Из могилы праотцы

Вот курок рука нажала
Где то ухнула сова
И дыра в том месте стала
Где у немца голова"

Такой силы произведение даже комментировать грех. Сам Эдуард Григорьевич утверждает, что "в таком стиле писали и Фет и Твардовский":

"...приплетя к чему то шансон , хотя не вооруженным глазом видно что мои стихи не имеют к шаносну ничего общего. В таком стиле писали и Фет и Твардовский и никто бы не посмел сказать им , что шансон."

Правда, я, как человек, далекий от военного дела, не пойму: он одного этого гада так давно стреляет, что "в мозолях все плечо"? Тогда как-то у него КПД низковат... Почему немедленно после мозолей вспоминается деревня, я, как житель сугубо городской, могу только догадываться. Но очень ярко себе представляю, как из могилы "праотцы" дают НАВЕТЫ. Доносы строчат, видимо. Такие вот у него... х.... хорошие праотцы. А дыра, которая "стала" вместо головы, - это что-то инфернальное, у меня сразу вопрос: В ЧЕМ стала эта дыра, если голова исчезла? ("Да ты что, Петька, совсем сдурел??? ... Это же УРАЛ - условная река абсолютной любви! (с)) Да и вообще: ни фига себе выстрел!!! из чего стрелял этот шикарный парень Петр? Может, не зря у него мозоли на плече? Миномет-то потаскать...

Особую яркость приобретает речь Шляпникова, когда речь идет о том, что его глубоко трогает. К примеру, вот метафора к страстному тексту о развале союза:

"Был один мощный кулак , а теперь этот кулак порассыпался на пальцы , и даже эти пальцы потихонечку отсекают-отгрызают псы , которым не ймется."

Ну разве не здорово? Картинка возникает в голове? (Шепотом): Мертвец? ... Ну да. Э.Г. велик! Он сам себе Метценгерштейн, кто еще на это способен?!
Вот еще картинки:

"Стариков родные лица // Поседели от тоски"

И нечего ржать, они бородатые, может, все!

"Выпала из глаз слезинка // И повисла на бровях"

А этот - йог. Он плачет вверх ногами.

"На утлой шее сжатым будет // В доспех закованый кулак"

Утлая шея. АААА?! Мой первый муж любил говорить: у тебя шейка бычья. Брал меня за горло и добавлял: как бычий хвост. Но утлая?! Я полезла в словарь, и-таки нашла переносный смысл: слабый, хилый!!! В связи с такими тонкими играми смысла, у меня появилось подозрение, что вот это:

"Не утонут вместе с нами // Золотые ордена" -

тонкий намек на качество этого золота. Ну, что оно не тонет. Хотя некоторые вещи так просто не расшифруешь:

"Враг бежал , лицо теряя // Как корова языком"

????? Сильно, но загадочно. Или вот:

"Слышно как летают чайки // Над моею головой"

- это кайф. Типа, такая тишина... Проблема в том, что слышно это, по сюжету, в разгар цусимского сражения. Есть о чем задуматься. Может, это не совсем чайки? может, это уже разведчики вертикального взлета?

Он патриот и русофил:
"...тем не менее чувствую , что лаконичнее бы пришелся ко дворам Древней Руси." (Лаконичнее. Скажите ему кто-нибудь, что лучше ко дворам Древней Греции). Его тексты на посконно-домотканно-славянские темы поэтому выглядят примерно так:

"Я уже не мальчик и прекрасно понимаю , что не изобретена еще «машина Времени», способная на это, и все таки мне бы хотелось оказатся хоть на минуту – хоть на часок в те времена , вдохнуть дух исконной Руси , заглянуть в глаза в праотцов , почувствовать на себе тяжесть клинка , и скакоча на лошади ,испить крынку молока, поднесенную настоящей русской красавицой."

Я думаю, что это "скакоча" стало причиной, по которой многие сочли Шляпникова виртуальным проектом. Этим гнилым интеллигентам мнится, будто народ весь поголовно знает их дурацкий фольклор типа "комбриг Буденный скакотает на быстроногом кобылЕ". Отвечаю: не надейтесь! Человек честно образовал деепричастие. Пожалейте его, ему и так нелегко приходится, он, между прочим, собирается ИСПИТЬ КРЫНКУ... Ога, прямо саму крынку, а не из нее. Я не умею пить твердые предметы, но если очень хочется, предоставим человека его судьбе. Тем более, что он мечтает "почувствовать на себе тяжесть клинка". Главное, чтобы он с этого не начал. Иначе все остальное уже не успеет.

"Изучая историческую литературу таких писателей как Ключевский и Карамзин , я непереставал удивлятся глубине их анализов , и тем не менее меня не покидало чувство тревожности за то , что все таки какая никакая , даже самая красочная и феноментальная историческая проза не способна передать то , что все было на самом деле и как."

ФЕНО-МЕНТАЛЬНАЯ!!!! О как!!! За это слово я готова ему простить даже измерение глубин в банке с анализами. Вообще, то, что делает с русскими словами Шляпников, вам и не снилось, (презрительно:) мелкота.

"вот почему этот вопрос не оскудевает уже на протяжении многих веков"

Богатый вопрос, плодородный.

"И какого же было мое разочарование , когда буквально с порога на меня накинулись люди , которых и людями то рука назвать не поворачиваеться."

Я это комментировать не могу. Ну вот не могу и все. У меня на этот комментарий колено не сгибается.

"даже здесь они летят на меня как мухи на магнит."

Я говорю, у него везде кружит какая-то вражеская микроавиация! То рокочущие на все море чайки, то теперь железные мухи... Точно, американцы разработали новый вид оружия.

"Домой вернувшись постучатся // В знакомый силуэт избы"

- Мужик, это не изба. Это ее силуэт. Тень, короче.
- А где ... ик... изба?
- Изба с другой стороны фонаря.

"Приветствую тех , кто заглянул ко мне на посошок."

В этой фразе корень блестящей образности Э.Г. У него слова не образуют стойких стандартных оборотов, привязанных жестко к ситуации. Следующий пример тоже иллюстрирует это явление, которое можно назвать свежим, незаштампованным взглядом на привычное:

"А где то дома мать слезилась // От материнского чутья"

Это шляпниковский вариант "в углу заплачет мать-старушка". И ничуть не хуже! Пробивает.... Хотя, с эмоциями вопрос сложный. Вот, скажем:

"Ну вот почти уже спаслись
Штык молодец , а пуля дура
Но вдруг откуда не возьмись
На нас напала амбразура...

( Извините, я сама себя перебью с пояснениями: на них напала бродячая амбразура, и вот к каким ужасам это привело: )

...Упал подкошеный комбат
А где то звездочка упала
Судьба! Никто не виноват
Но почему то грустно стало."

Почему бы это, вы не знаете? Подумаешь, комбат упал. Подкошенный. Старушки Комбаты падали себе и падали, с чего бы это? - странная беспричинная грусть....
Вообще, у Шляпникова предметы и живые существа ведут себя совершенно неожиданно. Ну, там "дочурка кинулась гурьбой" (одна дочурка), или "коромысло, полное воды" вы уже все видели, что там еще? "Нет родимее пената", "стрекочат в чаще светлячки" и пресловутые перси, которые он собирается "найти губами на твоем лице". По поводу светлячков и персей - может, его самый родимый пенат - под Чернобылем, ну? Может, там все эти неожиданные вещи есть в натуре? Или неожиданный пассаж:

"И протрубят ваганты на трубах…" -

я понятия не имела, что ваганты трубили в трубы. В конце концов, я готова поверить... Но вот, например:

"Бомба упала на абордаж" - это как? Те, кто подавился! Вы рано подавились. Это всего лишь "стремительный домкрат", шакалы на Кавказе не ядовитые. А вот:

"Там где ёлки косо гривы гнут
Над долиной полной муравы
Где наложен грозный сервитут
Несложенно буйной головы…"

СЕРВИТУТ!!!!! Я полезла в словарь. Все равно ничего не поняла. Кстати, это уже не первое появление объекта ГОЛОВА в стихах Э.Г. Видимо, этот образ значим... Вот и еще:

"На колокольне не вздремнет дозорный
Ладонь приставя к лбу на голове"

К тому лбу, который на голове. "У меня болят пальцы ног и уши головы".
Но мы отвлеклись от неожиданных функций:

"Зажимая в длани булаву
Грозный старче в бороду смеясь
Окропляя скорбью мураву
Поскакал на чернобурке Князь!"

Я не требую, чтобы офицеры знали, что СТАРЧЕ - это звательный падеж. Я не спрашиваю, каким образом можно что-нибудь ОКРОПИТЬ СКОРБЬЮ (фу, гусары, молчать!), и почему это надо делать СМЕЯСЬ. Но.... Но.... Я все-таки спрошу единственное, клянусь, ЕДИНСТВЕННОЕ: НА КОМ поскакал князь???? НА ЛИСЕ?????? Может, я чего-то не знаю... из великорусского фольклора???

У меня возникает подозрение, что Эдуард Григорьевич иной раз так переполнен мыслями и эмоциями, что в момент переноса их на бумагу еще не уверен, не знает точно, что именно он хочет сказать. Иначе мне не объяснить, как появились пассажи вроде:

"Тем не менее , будучи воспитан в многонациональной стране Советский союз я был обучен с уважением и пониманием относиться к любым национальностям , и дружил в годы школы как с армянами , но и с казахскими мальчиками"

Эта фраза мне напоминает мой недавний
пост про наших умелых программистов, когда надо было уловить смысл выражения "If (Not(((Not A)Or Not A)) And (Not B)Or Not B)) And (Not C))) Or ((Not A) Or Not A)) And (Not D))))) Then ". Она, конечно, короче. Но армяне и казахские мальчики находятся между собой в чрезвычайно сложных логических взаимоотношениях.

Или вот, шарр-рада:

"...демонстративно удалила меня из друзей обратно , потому что в силу своего недоразумения не смогла правильно понять мои слова об армейской службе , хотя я говорил совсем о другом."

Это будет посильнее Фауста Гете покруче какого-то там логического выражения с А, Бе и Це... Конечно, мысль еще не устаканилась, а Пегас уже скачет...

"Ты безымянный, но святой герой… // Ты покараешь грозных где врагов!"

.... ЭЭЭЭ.... И где?
Этот вопрос, в своем непродуманном виде, так и вошел в окончательный текст стихотворения.

"О, мчись скорее, доблесный гонец!
В твоих руках спасение отчизн
И в колокол уже стучит венец
По павшим не не отслуживших тризн…"

Это вообще лабиринт. "Вкус настоящего вермута есть жалобный крик тяжелой тоски по внутренней родине." (с) Такие шедевры мне попадались до сих пор только в рекламах туристических агенств. Отчизны размножились, какой-то венец зачем-то стучит в колокол (войдите!), а в последней строчке согласования такие, что из нее можно уяснить только убеждение автора, что ТРИЗНЫ - СЛУЖАТ. (Что дают? - Конан-Дойля. - А это лучше, чем кремплен? - Не знаю, но бутылочки две возьму.)

Вы сами видите, что читать Шляпникова полезно для здоровья. Как сам он пишет, "как поддерживать свое тело и дух в хорошей физической форме" - кто еще поможет вам поддерживать свой дух в хорошей физической форме? У меня был знакомый военрук, он говорил: "Пластмассовая... белая... коричневая... деревянная железка"... Тоже разумный военный человек. Вот и Э.Г. пишет (про жидо-масонский заговор, естественно): "общий смысл его трудов глубоко поразил даже мой вполне уже к тому времени сформировавшийся и окрепший ум военного человека". Я стала думать, и поняла. Есть люди, в том числе среди них немало военных, у которых ум - ум гражданского человека. Не окрепший. А есть некоторые: Шляпников, и мой знакомый майор Козлитин (мы его звали ЖЖС - Жертва Женевского Совещания), - у которых ум окрепший, ум военного человека. Дух там в хорошей физической форме... Такой... дух-качок.

Но мы говорили о пользе чтения Э.Г.Ш. Полезно. Но рискованно. Не все мы готовы к неожиданностям. В мозгу (который в голове) военного человека некоторые вещи могут выглядеть более чем неожиданно. Чтобы вы поняли, о чем я, привожу стихотворение ЦЕЛИКОМ. Как минимум в одном обзоре творчества Шляпникова его уже приводили целиком. Этот шедевр нельзя разорвать на цитаты.

Стихотворение называется РОМАНС.

Слышишь звук как будто кто то
Свищет через щель в зубах?
Это с вражьих самолетов
Бомбы сыпят в пух и прах!

(бомбы сыпят в птицеферму и на кладбище)

Словно гарпии над нами
Эти птицы пронеслись…
Маша черными крылами
Бомбы сбрасывая вниз….

(не "МАша". А машА. Поэтическая вольность.)

Люди панике поддались
Побежали кто куда….
Только мы с тобой остались
Вместе раз и навсегда

(звучит похоронно)

Мы стоим руками взявшись
Среди дыма и огня
Ничего уже не страшно
Если любишь ты меня

( "Ищут пожарные, ищет милиция... "(с) )

Револьвер достав с кармана
Я стреляю наугад
Вижу , в облаке дурмана
Падает подбитый гад!

("встал один и бьет с колена из винтовки в самолет" (с). Так то из винтовки. А этот из револьвера. В самолет. Военный человек!!! Это он дурмана наглотался. Анашу жгли, что ли?! Как я сразу-то не догадалась?!!!)

Через дым заря алеет
Сколько б не было врагов
Всех на свете одолеет
Настоящая любовь….

Трам-тарарам.
Вывод: любовь должна быть не только с кулаками (и с большим... да ну вас!), но и с револьвером, и, желательно, с облаком дурмана. Тогда нечего бояться.

Понимаете, тут где-то сложное место в наших отношениях с Э.Г.Ш., пункт, по которому улыбка выходит какой-то кривоватой.

"По какой то причине сегодня становиться модно среди моих современников не любить Родину, писать ее с маленькой буквы и не ходить в армию" - пишет Шляпников. И дальше о дедовщине: "Если нарушающий норму гигиены, слабый, неподготовленный мальчик тянет все подразделение вниз, чему удивляьтся если , время от времени, он получает нагоняй со стороны товарищей??"

Закономерным продолжением являются стихи, в которых автор восклицает:

"Я дорого отдам что б , наши дети // Росли сильны и умерли в бою!"

И вот тут мне становится скучно, и хочется сказать только: "Аффтар! Будьте любезны, говорите за себя."
Правда, есть риск, что он ответит, как бывало: "Девочка моя , у тебя еще молоко на усах не обсохло , что бы мне советы давать. " Потому и молчу.
Tags: веселое, перлы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →