Типца Феня (ptfenix) wrote,
Типца Феня
ptfenix

Category:

ПРО ГУНЬКУ - 5



начало тут:

Гунька одушевляет мир.
Гунька и социум.
Гунька и ее друзья.
Гунька и культура.


ГУНЬКА И ФАУНА

Начну с того, что маленькая Гунька была к животному миру достаточно равнодушна. Ее гораздо больше интересовали люди. В возрасте двух лет Гунька попала впервые в зоопарк. Сопровождали ее мать, подруга матери и сын подруги - десятилетний мальчик Саша. Спустя два дня ей попытались напомнить о походе:
- Гуня, помнишь, мы ходили в зоопарк:
- Помнишь.
- Ну, и кого ты там видела?
- Тетю Юлю, Сашу!



В два с половиной года Гуню потрясла идея переходов "зебра". Все полосатые предметы стали так именоваться. Однажды мать была вызвана к ней ночью - полусонный ребенок лежал в кроватке и размахивал полосатым носком:
- Мамуля! Переход "зебра"!
Когда ей, наконец, подсунули картинку с настоящей зеброй, Гунька долго и недоверчиво ее рассматривала.
- Это кто, Гуня?
- Переход "зебра".
- Посмотри получше.
- Нет... это лошадка.
- А как зовут такую лошадку?
- Переход "зебра"!

До трех лет Гунька вообще чрезвычайно слабо различала разных представителей фауны. Как-то ее спросили:
- Алиска, что это за зверь, который с длинными ушами, живет в теремке и быстро бегает?
- Муха-горюха! - немедленно брякнула Гунька.
- Нет, Алиска, муха летает, а этот зверь очень быстро бегает. Кто у нас в теремке быстро бегает?
- Я! - решительно среагировал ребенок.

В три с половиной года Гунька все еще была крайне необразованным в области зоологии ребенком. С формальной логикой дело обстояло гораздо лучше, как можно видеть из следующей истории. Как-то Гунька застала мать нюхающей цветы. Очень удивилась:
- Мамуля! Ты кушаешь цветочки?!
- Нет, Гунь, что ты, - успокоила ее мать, - что я, корова, что ли?!
В этом небрежном ответе Гунька усекла чрезвычайно важную и неординарную информацию. Последовало умозаключение, озабоченно, вслух:
- Корова! Кушает! Цветы! - И к матери: - Она что, хулиганка?

Вопрос с питанием остался острым. В три с половиной года Гунька озадачила всю семью и ближайшее окружение вопросом:
- Что кушает бегемот?
( Ничего, господа, смешного. Я вас спрашиваю - просветите меня, коли можете. )

Четырехлетняя Гунька уже точно знала, в чем ее главная ценность для общества и главное отличие от представителей фауны. Она не поддавалась ни на какие провокации:
- Ой, Гунь, какая черепаха красивая. Вдруг это тоже царевна? Сбросит черепашью кожу и превратится в царевну Алису Премудрую...
- Нет.
- Почему?
- Потому что у меня внутри - мозги!

Но был зверь, который не обликом своим и не характером, а самой идеей своего существования потряс и покорил Гуньку - осьминог. Дошло до прямых упреков. Как-то раз мать расчесывала сонную Гуньку перед сном. Гунька ныла и уворачивалась.
- Гуня, не крутись!
- Ы-ы...
- Гуня, ты так себе больнее делаешь!
- Ы-ы...
- Вот смотри, если ты сидишь тихо, у меня вторая рука свободна, и я придерживаю волосики, чтобы не дергать. А когда ты крутишься, мне этой рукой тебя держать приходится. А у меня ведь только две руки...
- Ы-ы... У осьминога во-осемь...

Не побоюсь сказать, что Гуньку интересовали не столько сами звери, сколько "идеи" зверей - характерные черты, отличающие тот или иной класс живых существ. Она ухитрялась осмысливать и перерабатывать с этой точки зрения даже привычные языковые штампы. Однажды Гунька явилась к матери в комнату в разгар чрезвычайно сложных компьютерных подсчетов, и начала активно общаться. Мать взвыла:
- Алиса, вот только, ради Б-га, не сейчас! Через две минуты я с тобой поговорю, а сейчас сядь и сиди тихо, как мышка!
Гунька оценила серьезность ситуации:
- Мам, я лучше буду сидеть, как рыбка: они молчат!

Мама уже пятилетней Гуньки была однажды на пороге дома атакована следующим зажигательным вопросом:
- Мама, угадай, какой я зверь, который так вот стоит, но это лежа?!
Это была "идея" кобры.

И вообще, идея первична:
- Мама, какой зверь горошек делает?



Остается добавить, что подобное отношение к фауне - через идею, объединяющую данный вид - было свойственно и Гунькиной подруге Сандре. Однажды пятилетняя Сандра сообщила маме, что ела суп, и в нем рыбу.
- Нет, Сандра, это была не рыба, а просто курица - бульон-то куриный...
- Но это была рыба, рыба, рыба! Она же плавала!!

"Идеи" зверей Гунька перерабатывала в домашних играх. По нескольку дней кряду она бывала тем или иным зверем. Это стало важным фактором организации быта. Например, в дни, когда Гунька была орлом, следовало обеспечить ее материалом для крыльев и весь вечер внимательно следить, чтоб она не вздумала "летать" с чрезмерной высоты. Гунька-лошадь таскала за собой привязанные стулья- "кареты", что вызывало жуткий скрип и не давало смотреть телевизор. Когда Гунька бывала змеей, на ней приходилось три раза за вечер менять всю одежду. Бывали дни, когда мать, охая, отправлялась с работы в аптеку за рокалом. "У тебя что, голова болит?" - участливо спрашивали коллеги. "Еще нет, - был ответ, - но у меня Гунька третий день петух..."
[РОКАЛ - популярный израильский анальгетик]

От первого лица: ...Надо бы завести дома настоящего зверя. Ох, надо бы...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments