Типца Феня (ptfenix) wrote,
Типца Феня
ptfenix

ПРО ГУНЬКУ - 10



начало тут:

Гунька одушевляет мир.
Гунька и социум.
Гунька и ее друзья.
Гунька и культура.
Гунька и фауна.
Гунькины эмоции, Гунькины желания.
Гунька и языки.
Гунька видит мир.
Гунька и законы природы.

ГУНЬКА ДУМАЕТ

Всем, кто имел дело с детским мышлением, хорошо известны его феномены. Не претендуя на всеобъемлющую картину, я постараюсь остановиться на тех чертах, которые хорошо проявились в гунькиных "анекдотах".



Один из таких феноменов называется переобобщение - то есть стремление обобщить некую закономерность на более широкий круг явлений, чем те, к которым она реально применима.

Замечательный случай произошел при знакомстве двухлетней Гуньки с варениками. Тогда Гунька была уверена, что любой сладкий предмет из теста называется "пирог". Полвечера она скандалила, требуя пирог и отказываясь пробовать вареники с творогом:
- Гуня, съешь вареник.
- Дай пирог!!!
- Ну, попробуй вареник!
Наконец ее уговорили. Попробовала. Знаете, каков был результат? Возмущенная реплика:
- Это пирог!!
- Это такой пирог, называется вареник.
Но идеи видов и подвидов у Гуньки еще не было. До крайности возмущенный крик:
- Нет!!! Это пирог!!!

Небольшой пример, иллюстрирующий фрагментарное восприятие реальности, также свойственное детям. Трехлетняя Гунька сидит у мамы на спине и рисует пальцем разных зверей. Мама угадывает. Наконец:
- Угадай, что я нарисовала? Круглое вот - голова, и два хвоста.
- Гуня, разве так бывает?
- Бывает.
- И ничего, кроме этого, нет?
- Нет.
Перепуганная мама:
- Ну, и что это?
- Это моя голова с двумя хвостиками!

У Корнея Ивановича прекрасно описан другой феномен детского мышления - его эгоцентризм. Помните мальчика, который, когда его обижают, угрожающе говорит:
- Сейчас темно сделаю! - уверенный, что, стоит ему закрыть глаза, как весь мир погрузится во тьму. Гунька в солидном возрасте трех с половиной лет тоже изрекала нечто подобное:
- Я закрою глаза, чтоб меня кошки не узнали (т.е., в темноте).

В том же возрасте однажды Гунька встретила в поликлинике человека с огромной, черной, впечатляющей бородой. Гунька была потрясена:
- Ооо! Бабуля!! Такой мы еще не видели!!! рОта не видно!!! Как же он знает, где кушать?!
Поскольку сама Гунька затруднялась определить, где у этого человека рот, то ей казалось самоочевидным, что и он сам об этом ни малейшего понятия не имеет.

Детям до определенного "умственного возраста" свойственно путать форму вещи и суть вещи. Наша культура сама их к этому подталкивает, так как мы сплошь и рядом называем предметы, согласуясь в первую очередь с их внешней формой. Например, шоколадный заяц у нас все-таки "заяц", а не "шоколадка", железнодорожная ветка у нас "ветка", а не "дорога".

Гунька в четыре с половиной года впервые посетила пещеру Сорек. По приезде домой она была полна впечатлений, и взахлеб рассказывала бабуле все подряд: о самой пещере, о капающей там воде ("наконец-то я узнала, куда девается дождь, который падает на землю!") о замечательных играх, которые они с Сандрой придумывали по дороге. Мама советует:
- Гуня, расскажи бабуле, какое ты мороженое ела в пещере.
Гуня неожиданно возражает:
- Какое еще мороженое? Я мороженое не ела!
Тут удивляется мать:
- Как же, тебе же мама покупала мороженое, такое, в виде ноги!
Возмущенная Гунька:
- Так это и была нога!
[Пещера Сорек - сталактитовая пещера в 20 км от Иерусалима]

Отдельного внимания заслуживает формирование слов-понятий. Появившись, слово еще не отделено у ребенка от конкретной вещи или класса вещей, которые оно обозначает. Слово служит одной цели: вызвать в сознании связанный с ним образ-схему. Отдельно, само по себе слово еще не существует, это просто ярлык, и говорить о слове значит для ребенка говорить о том, что это слово обозначает.

Двухлетняя Гунька замечательно это продемонстрировала:
- Алиска, вон мотоцикл едет, мотоцикл. Скажи быстро: мотоцикл-мотоцикл-мотоцикл...
Гунька старается, выговаривает, растягивая слоги:
- Мо-то-ци-кал, мо-то-ци-кал...
Жестокий дедушка:
- Нет, ты быстро скажи: мотоцикл-мотоцикл-мотоцикл...
Тогда ребенок бросил стараться и очень выразительно сказал:
- Р-р-р-р-р!
Гунька выбрала единственно правильный, по ее мнению, способ быстрой репрезентации мотоцикла как вещи, а не как слова - слова отдельно еще просто не существовало для нее.

Другой стороной медали является тоже свойственная детскому мышлению относительная независимость слов-звуковых знаков от реальной ситуации. Ребенок как бы рассказывает стишок, в котором одно произнесенное слово "тащит" за собой другое. В два года Гунька выучила названия пальцев руки: большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик. Разобрала пальцы на своих руках, своих ногах, на всех доступных конечностях других членов семьи. После чего пошла гулять. Вышла на улицу и увидела солидных размеров дерево:
- Дерево большо-ое! - отреагировала Гунька, и тут же в голове у нее включился моторчик. Глаза засверкали, и она медленно повернулась, держа палец наставленным на соседнее дерево:
- А это - указательное...

Следующий показательный случай, относящийся к теме формирования слов-понятий, произошел спустя полтора года, на совершенно ином этапе развития. Явившись из сада, Гунька предложила матери вопрос, сформулированный следующим образом:
- Мама! Если шапка положилась в таз - это пожар или авария?
Произошла довольно редкая вещь: ребенок сформировал для себя понятие о неожиданном неприятном происшествии, но не смог найти в аппарате своих активных языков - русского и иврита - точное слово для обозначения сформировавшегося понятия. А вот если бы ее родным языком был английский, она бы с легкостью нашла такое слово: accident...



Мышление происходит внутри, скрыто, поэтому отслеживать в обычной жизни развитие его механизмов чрезвычайно трудно. Тем не менее, отзвуки формирования разных мыслительных структур можно найти в самой что ни на есть бытовой ситуации. Например, доподлинно известно, что в три с половиной года Гунька уже была в состоянии учитывать одновременно два источника информации. Это выяснилось из самого простого и обычного диалога с матерью:
- Я не буду старой, всегда буду молодой!
- Гунь, а я какая, старая или молодая? - спрашивает мать.
Гуня думает.
- Ты средняя.
- Почему, Гуня ты так думаешь?
Гуня растолковывает:
- Волосики красивые, но чуть-чуть морщинки есть.

А вот как четко эта способность проявлялась позднее:
Мне нужна подушка: А - большая, и Б - мягкая.

После 3 лет Гунька серьезно озаботилась функциональной целесообразностью окружающих объктов. Сначала ее интересовали исключительно имеющие к ней отношение предметы, преимущественно игрушки:
- Какую красивую штучку мама принесла! А что с ней надо делать - щекотаться?

Затем, после долгих месяцев размышлений и бесконечных вопросов, зачем то и зачем это, в возрасте пяти лет Гунька пришла к следующему замечательному выводу:
- Ты знаешь, мама? На свете есть только две совсем ненужные вещи: тень и сиси у мужчинов.

Когда, к примеру, родители объясняют ребенку устройство той или иной вещи, ее функциональную целесообразность, они учат его одновременно выстраивать жесткие причинно-следственные связи: попросту говоря, приучают искать, ЧТО ПОЧЕМУ ПРОИСХОДИТ.

Со временем у детей вырабатывается своя собственная потребность - потребность в поиске логических обоснований. Явления перестают быть отдельными кусочками жизненной мозаики, и выстраиваются в жесткие цепи причин и следствий. Вот первая ласточка этой новой потребности и способности (Гуньке три с половиной года):
- Мама, что такое звездолет?
- Ракета, которая к звездам летает.
- Ночью, значит.
Вывод построен на неверной информации ("звезды бывают только ночью"), и потому сам неверен. Но обратите внимание на изящество и точность самого рассуждения: "если нечто летает к звездам, а звезды бывают только ночью, следовательно, нечто летает ночью". Обратите внимание и на то, что это замечательное рассуждение было произведено ребенком совершенно спонтанно, без какой-либо внешней стимуляции.

Кстати говоря, подросший ребенок часто обнаруживает, что не может установить жесткие причинно-следственные связи для ряда уже известных ему событий и обстоятельств. Оказывается, что у него недостаточно для этого информации. И родители не узнают об этом до тех самых пор, пока ребенок не сформулирует вопрос, потому что, с точки зрения родителей, ребенок судит обо всем правильно:
- Гуня, кто такой охотник?
- Это который зверей убивает.
Правильно? Конечно. Но мать попробовала копнуть дальше:
- А для чего он их убивает?
- Да я вот тоже думаю, - разводит руками Гунька (4 с половиной года), - и зачем это он их убивает?!

В этом же возрасте Гунька иногда меняла местами причины и следствия. Классический пример этого явления всем известен: ветер дует потому, что деревья качаются. Но ошибиться так, как ошиблась Гунька, по-моему, может только великий софист. Итак, однажды Гунька натягивала на руку перчатку, и не попала одним пальцем в пальчик. Некоторое время она изумленно рассматривала свою руку, после чего испуганно спросила:
- Чего у меня, четыре пальца, что ли?!
Логика ребенка, прекрасно знавшего, что у него на руке 5 пальцев, была такова: перчатка надета, занято 4 пальчика, один остался пустым. Следовательно: пальцев 4. И логика, как мы видим, победила!

В заключение от первого лица: Гунька воспитывалась нами с верой во всемогущество логики. В три года, когда ей предстоял переезд на другую квартиру и переход в другой сад, она создала замечательный софизм, помогающий ей отгородиться от неприятных переживаний:
- Мама, у меня будет другой сад?
- Да, Гунька,другой сад, - отвечала я.
- И там будет другая Шоши? (воспитательница).
- Да, конечно, будет другая воспитательница, такая же хорошая, но другая.
- И там будут другие детки?
- Да, Гунька, другие детки.
- Ага! Значит, там буду и другая я! Значит, меня там не будет. Значит, я буду тут!

Жаль, но на этот раз логика не помогла. Впрочем, новый сад оказался не хуже прежнего.



А Гунька продолжает верить во всемогущество разума. Как писал Гете, "Вначале мысль была...". Возможно, ей кажется, что стоит все правильно понять и осознать согласно логике, как мир тут же изменится к лучшему.
Очень мне хочется, чтоб она как можно дольше так думала.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment